Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа села Индерка Сосновоборского района
Принято
педсовете МБОУ СОШ
с.Индерка
Протокол №11 от «29»
августа 2024г.
Согласовано
родительским
комитетом
Протокол №1
от 29.08.2024
Утверждаю
Директор школы
Баишева А.Р.
Приказ №103
от 29.08.2024 г.
_______________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Звездное ассорти»
Возраст учащихся : 7- 12 лет
Срок реализации : 2 года
Составитель:
Гафарова Мария Алиевна
педагог дополнительного образования
Индерка 2024 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звездное
ассорти» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»(с последующими изменениями);
Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества
образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, направленных Минобрнауки России письмом от апреля 2015 года
№АП-512/02;
Методических рекомендаций, направленных Минобрнауки России письмом от 28
апреля 2017 года №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций»;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678 -р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письма Минобрнауки России №09-3242от18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ(включая разноуровневые программы);
Устава МБОУ СОШ с. Индерка ;
-региональным проектом«Успех каждого ребенка»;
Локальных актов МБОУ СОШ с.Индерка.
По авторскому вкладу дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Звездное ассорти» является модифицированной, составлена на основе
«Программы по детской и эстрадной хореографии «Волшебный мир танца», авторсоставитель Мамедова А.Б. и дополнена на основе собственного опыта.
Дополнительная общеразвивающая программа «Звездное ассорти»
имеет
художественную направленность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое
внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу
жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического
здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она
основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой
последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими
приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью
учебного процесса.
Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и исполнение
концертных номеров. Занятия по данной программе приобщают детей к пониманию
искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и
настоящего России.
Одним
из
важнейших
отличий
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Звездное ассорти» является использование в ходе
реализации программы методов, характерных для семейного воспитания: регулярные
индивидуальные консультации и беседы с родителями обучающихся, родительские
собрания, привлечение родителей обучающихся к различным формам совместной
деятельности (концерты, открытие занятия, конкурсы, поездки на конкурсы и
фестивали ). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед
образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения
полноценного развития личности ребенка». Именно поэтому все перечисленные формы
совместной деятельности обучающихся и их родителей, ориентированы на
гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звёздное
ассорти» строится на следующих принципах:
1. Принцип моделирования процесса творчества. Данный принцип
позволяет развивать творческое начало, фантазию, желание самовыражения,
познавательный интерес, а также активизировать мыслительные процессы.
Принцип предполагает осознание обучающимся процесса рождения и
воссоздания образа. Принцип реализуется в ходе знакомства с музыкальными
произведениями: учащийся становится в положение творца- балетмейстера и
заново создает произведение для себя и других – погружается в творчество.
2. Принцип пластического интонирования. Принцип предполагает
использование способа «проживания» образа и его воплощения, когда любой
жест, любое движение становится формой выражения эмоционального
содержания произведения. Формируемый у обучающегося навык позволяет
выражать внутреннее чувство, настроение, свое видение произведения,
собственное мироощущение для создания неповторимого сценического образа.
Совместный творческий поиск педагога и обучающегося сосредоточен на
поиске движений в полной мере соответствующих настроению, чувствам,
которые передает музыка.
Педагогическая новизна
программы дает возможность почувствовать
вариативность, что должно способствовать развитию творческого личностного начала.
Целесообразность программы - создание среды, в которой дети чувствуют себя
комфортно, имеют возможности для творческой самореализации, приобретают опыт
успешности, самостоятельности.
Цель программы является повышение уровня образования в области
эстетического воспитания детей, через изучение хореографического искусства.
Развитие творческой личности ребенка.
Задачи программы:
В области развития:
- развивать индивидуальные способности: (танцевальность, чувство ритма,
координацию, умение ориентироваться в пространстве, музыкальность);
- развивать интерес к сценическому исполнительству, творческое мышление,
способность к двигательной импровизации на заданную тематику;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия в процессе групповой
работы;
- сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье.
В области воспитания:
воспитывать дисциплинированности и аккуратности, формировать качества
личности: выдержку, выносливость, уважение к окружающим;
- воспитать личности, уважающей свою национальную культуру других народов через
искусство танца;
воспитать эстетический вкус, этикету, патриотизм, формировать активную
жизненную позицию;
В области обучения:
- обучить детей основам хореографии;
- поэтапно сформировать комплексные знания по классическому, народному,
современному танцу;
- сформировать знания в терминологии, связанной с разными видами хореографии;
- приобрести знания и навыки с учетом возраста
Обучающиеся по программе:
Программа предназначена для обучающихся 7-12 лет, проявляющих интерес к
хореографическому искусству. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Звездное ассорти» обучения допускаются все без
исключения дети, не имеющие противопоказаний для занятия данным видом
деятельности.
Возраст учащихся – 7-12 лет.
Условия реализации образовательной программы:
программа рассчитана на 2 года –360 часов.
I год обучения – 144 часа
II год обучения – 216 часов
Форма обучения – очная.
Режим занятий:
• первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;
• второй год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа.
Группы численностью 15 человек. Набор в группу осуществляется при желании
учащегося путем собеседования с ним и его родителями.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Звездное ассорти» построена на модульном принципе, что дает
учащемуся возможность выбора содержания образовательной программы и режима ее
освоения.
Уровни освоения программы:
- ознакомительный;
- базовый.
I уровень (ознакомительный) включает в себя модуль «Хореография »
1 год обучения - освоение первоначальных приемов и навыков, необходимых на
занятиях.
II уровень (базовый) включает в себя модуль «Хореография и постановка». 2 год
обучения - закрепление первоначальных приемов и навыков, полученных в 1-й год
обучения, необходимые на занятиях и ознакомление с более сложными элементами.
Научиться качественно применять знания и навыки.
Для осуществления образовательной деятельности используются следующие
формы и методы работы:
Наглядные методы (слуховой и зрительный, демонстрация, показ).
Словесные методы (беседа, обсуждение, объяснение, образные сравнения,
оценка, анализ, вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.).
Практические методы (ритмическая импровизация, пластическая ассоциация).
Метод сравнительного анализа - этот метод используется с первых занятий, когда
обучающийся должен дать свои первые эстетические оценки умению танцевать.
Сравнивая различные хореографические образцы, ребенок учится понимать и
дифференцированно воспринимать исполнения, отличать правильное движение от
неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным
операциям у него активно развиваются мыслительные способности, художественный
вкус, формируется навыки самоконтроля в процессе обучения.
Метод мысленного исполнения движений. Метод мысленного или внутреннего
исполнения движений, важный метод в практической в работе. В подобном случае этот
метод выполняет роль активизации внимания, направленного на восприятие и
запоминание правильного исполнения движений. Он подготавливает почву для более
успешного обучения, но не подменяет практическую тренировку, так как научиться
красиво танцевать можно только благодаря систематическим практическим занятиям.
Метод показа и подражания. В творческой практике следует различать: метод
подражания - технический; метод подражания художественно-исполнительский.
Используя эти методы, педагог должен умело владеть показом, используя различные
техники, умения владеть своим телом и голосом.
Синтез в содержании программы нескольких видов искусств делает
целесообразным использование при организации образовательного процесса ряда
специфических методов.
Метод показ – повторение. Важный метод в процессе обучения. Педагог
должен уметь грамотно разложить материл, объяснить и показать , чтобы
обучающийся правильно воспроизвел, заучил и запомнил упражнение, движение,
танец.
Метод разбор материала «под счет». При проучивание движения,
упражнения, хореографического элемента педагог объясняет под счет, раскладывает
все по тактам, для более правильного запоминания. Очень важно знать точный
счет движения, комбинации, чтобы в итоге была синхронность и четкость
движений.
Метод разбор материала «под музыку». Сначала материал раскладывается
под счет, затем под музыку. Этот метод основной в хореографии. Без музыкального
исполнения номера, не будет целостности произведения.
Особенности организации образовательного процесса в ходе реализации
«Постановочная деятельность»
Методы обучения:
- наглядный;
-словесный;
- показ – повторение;
-разбор материала «под счет»;
- разбор материала «под музыку»;
- показа и подражания;
- мысленного исполнения движений;
- сравнительного анализа.
Программное содержание является вариативным, так как репертуар ежегодно
обновляется, каждый новый танец подбирается под определённую группу детей с
учётом их возрастных возможностей, работоспособности, физических данных,
подготовки, артистичности.
Ожидаемые результаты.
В области развития:
- развивать индивидуальные способности: (танцевальность, чувство ритма,
координацию, умение ориентироваться в пространстве, музыкальность);
- развивать интерес к сценическому исполнительству, творческое мышление,
способность к двигательной импровизации на заданную тематику;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия в процессе групповой
работы;
- сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье.
В области воспитания:
- воспитывать дисциплинированности и аккуратности, формировать качества
личности: выдержку, выносливость, уважение к окружающим;
- воспитать личности, уважающей свою национальную культуру других народов
через искусство танца;
- воспитать эстетический вкус, этикету, патриотизм, формировать активную
жизненную позицию;
В области обучения:
- обучить основам хореографии;
- поэтапно сформировать комплексные знания по классическому, народному,
современному танцу;
- сформировать знания в терминологии, связанной с разными видами хореографии;
- приобрести знания и навыки с учетом возраста ребенка.
Личностные:
- выражать позитивное отношение к процессу познания;
-сформировать качества личности: трудолюбие, выдержку, выносливость;
-уважение к окружающим, дисциплинированность,
эмоциональную
отзывчивость, способность к эмпатии;
- проявлять
интерес к социальным ценностям: Родина, страна, семья,
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
Метапредметные:
-воспроизводить по памяти информацию (танцевальную комбинацию, танец,
этюд);
-находить самостоятельно информацию
по хореографии, актерскому
мастерству;
- анализировать и отбирать необходимую информацию;
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- создавать и демонстрировать сценическое мастерство;
-устанавливать партнерские, конструктивные взаимоотношения в группе;
- умение взаимодействовать в коллективе;
- оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других, свои
достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- самостоятельно поставить этюд;
-подготовить сольную программу, исходя из вступительных требований средне специальных и высших учебных заведений;
Формы аттестации
Для отслеживания результативности предполагаются следующие формы оценки
качества:
- проведение конкурсов,
- отчетный концерт,
- тестирование.
•
•
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом
наблюдения за правильностью выполнения элементов;
тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок
и их анализ.
итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения
заключительного концерта учащихся.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение
имеет коллективный анализ творчества. При этом отмечаются наиболее удачные
решения, оригинальные подходы к выполнению элементов, разбираются характерные
ошибки.
Формой контроля
на занятиях в объединении «Звездное ассорти» является
периодическая организация конкурсов, смотр знаний, умений и навыков, что дает
возможность увидеть и оценить результат своей работы, ощутить радость успеха.
•
Учебный план
№
Модули
1. Хореография
2. Хореография и
постановка
Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
Ознакомительный
Базовый
144 ч
216 ч.
Содержание программы 1 года обучения
1 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство. Техника безопасности. Правила поведения в коллективе.
Форма аттестации и контроля: Анкета для изучения мотивации обучающихся
(модифицированная методика Н.Г. Лускановой)
2.Диагностика
Практика: Определение уровня развития хореографических данных.
Форма аттестации и контроля: Беседа о значение посещения занятий
3. Музыкально- ритмическое движение
3.1 Характер музыки
Теория: Характер музыки. Понятие темп, ритм.
Практика: Выполнение движений разных по темпу, ритму в соответствии с
музыкальным материалом. Изучение движений в соответствии с разнообразным
характером музыки, с выразительным значением темпа музыки.
Работа над
акцентами, паузами
в музыке:
упражнение на умение
воспроизводить на хлопках, притопах
разнообразный ритмический рисунок,
упражнение на движения под музыку разного музыкального размера ( быстрая,
медленная , плавная, динамичная музыка).
Изучение музыкально-пространственных упражнений: маршировка в темпе и
ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево.
Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных
рисунках по одному, в паре; перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного
круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка»,
«конверт».
Музыкально-ритмические упражнения на практическое усвоение понятий:
«Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент».
Изучение танцевальных шагов: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на
месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения
рук, лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в
коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях,
на месте и с продвижением.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение; методика «Ковер» автор Р.В.
Овчарова ( для детей 7 -10 лет)
3.2 Музыкальная форма
Практика: Упражнения – игры на умение различать следующие музыкальные
формы: двух- и трехчастную, вариационную.
Упражнения на умение отражать в движении музыкальную репризу.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение; методика «Рукавичка» автор
Г.А.Цукерман
3.3 Ориентировка в пространстве
Практика: Изучение простейших танцевальных рисунков. Упражнения на
умение самостоятельно выстраивать «круг», «линию», «колонну» и ориентироваться в
пространстве.
Упражнения на умение самостоятельно выстроить заданный
рисунок,
упражнения на самостоятельное перестроение из одного рисунка в другой.
Форма аттестации и контроля: Наблюдение; методика «Ковер» автор Р.В.
Овчарова ( для детей 7 -10 лет)
3.4 Логоритмические упражнение. Игры на развитие творческого потенциала.
Практика: Изучение
четверостиший, координирование
с движениями.
Выполнение разных по темпу упражнений: «Мышки», «Совушка», «Гиппопатам».
Игры на ассоциацию, импровизацию, раскрытие образа: «Магазин игрушек»,
«Котята».
Форма аттестации и контроля: Предметная проба
4.Ритмическая гимнастика
4.1 Игровой стрейчинг
Практика: Работа с образами живой и неживой природы, сказочных героев.
Изучение основных упражнений: на выроботку стопы – «гуси – лебеди», «flex» затяжка, «point» - затяжка. Упражнения на укрепление мышц спины - «коробочка»,
«корзиночка», «кольцо», прогиб и перегибы корпуса вперед и назад. Упражнения на
укрепление мышц брюшного пресса - «ножнички», поднятие и опускание ног,
«складочки». Упражнения на мышцы тазового пояса, бедер – «лодочка», «мост с
колена», «улитка». Упражнения на растяжку и укрепление внутренних мышц бедра
– броски, растяжка продольного и поперечного шпагата. Упражнения для тренировки
равновесия - стоя на одной ноге, стоя на опоре - блоке, поджимая колено, поднимая
ногу в сторону на 90 градусов.
Форма аттестации и контроля: Смотр знаний, умений и навыков. Методика
«Образовательные потребности» для обучающихся 6-11лет; авторы Т. Барышева, И.
Сеничева
4.3 Основные позиции рук и ног.
Практика: Изучение 1,2,3 положений ног; 1,2, 3 положений рук. Проучивание
выворотных позиций – 1,2, 5 и 6 позиция ног.
Форма аттестации и контроля: Предметная проба
4.4 Пантомимические движения. Жесты и пластика
Практика: Упражнения на умение произвольно удерживать взгляд на партнере
Пластические упражнения: «Грусть», «Счастье», «Удивление», «Испуг».
Форма аттестации и контроля: КОНОП
5. Эстрадный и современный танец
5.1 Детский эстрадный танец
Практика: Изучение основных танцевальных движений, прыжков, поворотов,
шагов, бегов, танцевальных комбинаций, основных ходов. Работа над рисунками,
построениями и перестроениями.
Работа над образом, формирование репертуара: танец- игра, сюжетный танец,
ассоциативный этюд.
Форма аттестации и контроля: Продукты творческой деятельности
8. Сценическая деятельность. Репертуар
8.1 Танцевальные комбинации
Практика: Изучение танцевальных комбинаций на 32 и 16 тактов, для
постановки номера.
Форма аттестации и контроля: Продукты творческой деятельности
8.2 Работа над образом.
Практика: Работа над чистотой исполнения, над эмоциональностью и
артистичностью. Исполнительское переживание. Вдохновение. Общение и контакт со
зрителями. Искусство перевоплощения.
Подготовка к концертам.
Форма аттестации и контроля: Предметная проба
9. Итоговое занятие
Практика: Закрепление изученного материала. Подведение итогов года.
Диагностика.
Форма аттестации и контроля: КОНОП
Прогнозируемый результат
После окончания 1 года обучения обучающиеся
знают:
- основные позиции рук и ног;
- основные элементы классического танца, сценического народного танца,
эстрадного танца, комплекс упражнений по ритмической гимнастике;
- основную терминологию (demi plie, battement, releve и д.р.);
- правила поведения на занятии и вне их;
умеют:
- передавать в простых танцевальных движениях особенности ритма и характер
музыкального произведения;
- ориентироваться в пространстве класса и относительно друг друга
(осуществлять перестроения);
- исполнять простейшие элементы русского народного танца и эстрадного танца
в простейших ритмических рисунках;
- правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с
носочка;
Учебный план 1 модуля
№
Тема занятия
1.
Вводное занятие.
Количество часов
Всег Теори Практик
о
я
а
2
2
-
Форма
аттестации/
контроля
Анкета для
изучения
мотивации
обучающихс
я
Беседа о
значении
посещения
занятий
2.
Диагностика
2
-
2
3.
3.1
Музыкально-ритмическое движение
Характер музыка
8
1
7
Наблюдение,
методика
«Ковер»
3.2
Музыкальная форма
16
-
16
Предметная
проба
3.3
Ориентировка в
пространстве
12
-
12
Творческая
работа
3.4
Логоритмические
упражнения..Игры на
развитие творческого
потенциала
12
-
12
Продукты
творческой
деятельности
4
Ритмическая гимнастика
4.1
Игровой стретчинг
20
-
20
Творческая
деятельность
4.2
Позиции рук и ног
8
-
8
Творческая
деятельность
4.3
Пантомические движения .
Жесты и пластика
8
-
8
Творческая
деятельность
Эстрадный и современный танец
5
5Детский эстрадный танец
24
-
24
5.1
Продукты
творческой
деятельности
Сценическая деятельность .Репертуар
6
Танцевальные комбинации
10
-
10
Работа над образом
20
-
20
Итоговое занятие
Итого:
2
144
3
2
141
6.1
6.2
7
Продукты
творческой
деятельности
Предметная
проба
КОНОП
2 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Техника безопасности. Роль и место хореографического искусства в
нашей жизни.
Форма аттестации и контроля: Анкета для изучения мотивации обучающихся
(модифицированная методика Н.Г. Лускановой)
2. Диагностика
Практика: Определение уровня
развития хореографических данных.
Диагностирование уровня подготовленности на начала учебного года.
Форма аттестации и контроля: Беседа о значение посещения занятий
4. Ритмическая гимнастика
4.2 Партерная гимнастика
Практика: Обобщение
изученного
комплекса упражнений игрового
стретчинга 1 и 2 года обучения.
Проучивание различных видов упражнений: упражнений на развитие стопы напряжение и расслабление, затяжка натянутой стопы, понятие «flex» , «point».
Упражнения на выворотность тазобедренного
сустава – «лягушка», «бабочка,
«поперечная растяжка», «grand plie c фиксацией», фиксация в «лягушке». Упражнения
на гибкость спины - прогибы, перегибы корпуса, складочки, «волны» корпусом.
Упражнения на растяжку и силу ног - продольные шпагаты, «броски», «махи»,
«battment», виды «develope», «revelent», упражнения на растяжку поперечного и
продольного шпагата.
Форма
аттестации
контроля: Наблюдение; методика «Рукавичка» автор
Г.А.Цукерман
5. Эстрадный и современный танец
5.2 Современный танец
Теория : «Современный танец». Особенности, техника исполнение. Понятие
«изоляция».
Практика: Разогрев, специфичный для современного танца, кресты, квадраты,
вращения позвоночника, «shake», растяжка, прыжки.
Работа с «изоляцией»: изоляция головы, плеч, грудной клетки, бедер,
«восьмерки», рук, стоп, голеностопа. Проучивание flat back вперед, назад, в сторону,
полукруги и круги торсом, low back.
Проучивание «кроссов»: шаги с трамплинным сгибанием коленей при
передвижении из стороны в сторону и вперед - назад, по квадрату, с мультипликацией.
Изучение основных шагов афро – танца, трех шаговые повороты и полуповороты на
двух ногах, триплеты с продвижением вперед, назад и по кругу. Понятие «slide».
Упражнения на координацию: свинговое раскачивание двух центров, «bounce»,
параллель и оппозиция, в движении двух центров.
Изучение
базовых
упражнений: упражнения «параллель», «вертикаль»,
«спираль», «contraction», «release», «lift» «arch», волны. Проучивание deep body bend,
twist.
Упражнения для выработки подвижности позвоночника, укрепления мышц
спины: для нижнего и верхнего отделов позвоночника - «contraction», «curve», «body
roll», «low back», «flat back», «snake». Упражнение «отдых», лежа на полу, сидя,
упражнения для дыхания, сидя по 4 позиции, на коленях, стоя, на середине зала.
Обобщение
изученных знаний
в комбинации: изучение
танцевальных
комбинаций на основе проученных элементов на 8, 16, 32 и 64 такта. Работа в
различных уровнях. (стоя, в партер, на коленях).
Развитие пластики в современных ритмах.
Форма аттестации и контроля: Предметная проба
6. Народно - сценический танец
6.1 Основные элементы, движения, комбинации в характере народно –
сценического танца.
Теория : Народно - сценический танец. Отличительные особенности.
Практика: Основные элементы русско – народного танца.
Проучивание базовых элементов: понятие
preparation –подготовку
в
упражнению, позиции ног, рук народно - сценического танца, ходов и шагов.
Изучение движений - «гармошка», «елочка», «припадание», «моталочка», «маятник».
Виды «ковырялочки» - на месте и с продвижением по диагонали. Изучение
притопов и одинарных дробей, простых дробных выстукиваний.
Вращения в народном танце: особенности исполнения «soutenu», «сотбаск»,
шэне, «tour pique - поворот», «releve - поворот». Особенности исполнения «абертас»
в раскладке ( медленней темп 4/4 )припадания в повороте (полуповорот лицо – спина,
медленный темп).
Проучивание комбинаций, на основе изученных движений народного танца,
отработка элемента в комбинации.
Русский танец: ходы - переменный шаг с каблука, с продвижением вперёд и
назад, «девичий шаг» с переступанием, дробь с подскоком – подскок на одной ноге с
последующим ударом каблуком и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением,
«верёвочка» – простая и с переступанием, «ключ».
Элементы белорусского танца: изучение хода в полуприседании,
проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъёмом
другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступаниями (на
месте, с продвижением вперёд, назад, с поворотом). Проучивание притопов в
полуприседании, перескоков на всю ступню с двумя последующими поочерёдными
ударами всей стопы в пол по шестой позиции, подскоков на одной ноге с двумя
поочерёдными ударами всей стопой по шестой позиции.
Элементы украинского танца: проучивание положение ног, положение рук,
головы, ног. Изучение притопов – перескок на всю стопу двумя последующими
очередными ударами всей стопой о пол по шестой позиции. Изучение «выхилясника» –
удар носком и ребром каблука одной ноги с одновременным подскоком на другой ноге.
Форма аттестации и контроля: Смотр знаний, умений и навыков. Методика
«Образовательные потребности» для обучающихся 12-16 лет; авторы Т. Барышева, И.
Сеничева
7. Основы классического танца
7.1 Постановка корпуса
Теория: Классический танец. Особенности. Методика исполнения. Экзерсис.
Практика: Изучение основных позиций рук классического танца, основных
позиций ног классического танца у станка. Упражнение на закрепление мышц
спины и правильную постановку корпуса.
Форма аттестации контроля: Наблюдение; методика «Рукавичка» автор
Цукерман
7.2 Основные элементы классического экзерсиса
Практика: Изучение основных элементов экзерсиса классического танца из 1
исходной позиции лицом к станку. Исполнение упражнений в медленном темпе на
8 тактов.
Изучение элементов: понятие preparation –подготовку в упражнению. Demi plie
и grand plié у станка из 1, 2 позиции. Проучивание battement tendu в сторону, лицом
к станку , вперед и назад из 1 позиции, battement tendu jete в сторону, вперед и
назад у станка из 1 исходной позиции, rond de jamb parterre ,исполнение en dehors и
en dedans из 1 исходной позиции. Особенности исполнения sur le cou de pied впере и
назад. Изучение battement fondu в пол, вперед и назад; battement frappe в пол, вперед
и назад, relevaleant - техника исполнения в сторону , лицом к станку; grand battement
jete лицом к станку вперед, в сторону, назад из 1 исходной позиции. Port de bras –
1, 3, 2. Размер 3/4, характер медленный, спокойный, по два такта на движение. Battement
tendu и battment tendu jete изучается по 1 позиции, вначале в сторону, затем вперед и
назад. М/р 2/4, темп – moderato, натянутые движения , характер чёткий. Rond de jambes
parterr – dehors и dedans изучается с остановками спереди и сзади. М/р 3/4, темп –
moderato. Battment fondu и battment frappe – изучается по 1 позиции в сторону, лицом
к станку, в пол. М/р 2/4, темп – moderato. Battment relevelent на 45 с первой позиции
– медленное поднимание ноги, развивает силу и лёгкость ног в танцевальном шаге,
изучается в сторону, позднее вперёд и назад. Размер 3/4, 4/4, по такту на движение и
фиксации положения, темп – adajio. Grand battement jete изучается в сторону, лицом к
станку, затем вперед и назад. Движение четкое, резкое. М/р 2/4, темп – moderato.
Изучение прыжков: soute по 1 и 2 позиции. М/р 4/4, темп – allegro, pas echappe –
на вторую позицию, прыжок с просветом. М/р 4/4;.
Отработка простых вращений: шэне, tour pique, soutenu, releve – поворот по 6
и 1 позициям. Работа над фиксированием точки на месте, с продвижением по залу,
удержание точки.
Форма аттестации и контроля: Смотр знаний, умений и навыков. Методика
«Образовательные потребности» для обучающихся 12-16 лет; авторы Т. Барышева, И.
Сеничева
8. Сценическая деятельность. Репертуар
8.1 Танцевальные комбинации
Практика: Изучение танцевальных комбинаций для постановки номера.
Изучение основного танцевального хода.
Форма аттестации и контроля: Продукты творческой деятельности
8.2 Работа над образом
Практика: Работа над репертуаром. Особенности исполнения движений, в
соответствии с характером танца. Работа над чистотой исполнения движений, над
эмоциональностью и артистизмом. Этика сцены и закулисья, выступления.
Исполнительское переживание. Общение и контакт со зрителями. Искусство
перевоплощения.
Форма аттестации и контроля: Предметная проба
9.Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов года. Диагностика.
Форма аттестации и контроля: КОНОП
После окончания 2 года обучения обучающиеся будут
знать:
- простые прыжки классического танца;
- правила корректного обращения в парных танцах;
- в народном танце простую дробь, «верёвочку», «ключ»;
- простейшие элементы украинского танца (притоп, выхилясник, бег, положение
рук);
уметь:
- держать точку при простейших вращениях по шестой позиции;
- исполнять более сложные комбинации эстрадного и современного танца;
- исполнять более сложные комбинации с переменой направления и чередованием
длительностей;
- передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок,
акцентировать шаг на первую долю;
- анализировать музыку разученных танцев;
Учебный план 2 модуля «Хореография и постановка»
№
Тема занятия
Количество часов
Всег
о
Теори
я
Практик Форма
а
аттестации/
контроля
Анкета для
изучения
мотивации
обучающихс
я
2
Беседа о
значении
посещения
занятий
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Диагностика
2
-
4
Ритмическая гимнастика
4.1
Партерная гимнастика
42
-
42
Творческая
деятельность
5
Эстрадный и современный танец
2
34
Творческая
деятельность
2
36
Предметная
проба
8
2
6
28
-
28
Наблюдение
, методика
«Рукавичка»
Смотр
знаний,
умений и
навыков
5Современный танец
36
5.1
Народно-сценический танец
6
Основные элементы ,
38
6.1 движения, комбинации в
характере народного танца
Основы классического танца
7
7.1 Постановка корпуса
7.2
8
Основные элементы
классического экзерсиса
Сценическая деятельность. Репертуар
8Танцевальные комбинации
34
-
34
8Работа над образом
24
-
24
9Итоговое занятие
2
-
2
216
8
208
8.1
8.2
9
Итого
Предметная
проба
Предметная
проба
КОНОП
Календарно-учебный график
Неделя
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь янва
рь
февра
ль
март
апрель
май
Всег
о
нед
Всего
часов
0105
071412
2119
2826
03
051210
1917
2624
0231
0-907
1614
2321
3028
0705
1412
2119
2826
1131
1816
2523
0130
0806
1513
2220
0127
0906
1513
2220
2927
0503
1210
1917
2624
-0330
1008
1715
2422
28
Месяц
Год
обучения
1
2
36
36
Каникулы
Осенние каникулы
с 31октября по 14 ноября 2020 г.
(15 календарных дней).
Зимние каникулы с 28 декабря 2020 г. по 9 января
2021 г (14 календарных дней).
Весенние каникулы с 20 по 28 марта 2021 г.
(9 календарных дней).
Текущий контроль
144
216
Тематический контроль
Итоговый контроль
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
1. магнитофон;
2.стулья по количеству детей, столы;
3.шкафы для хранения оборудования (мячи, скакалки, палки,
веревочки), обходимых для занятий по дисциплинам.
4.
колонки (мощностью не менее 150 Вт);
5.концертные костюмы;
6.компьютер с музыкальной библиотекой детской и популярной
музыки;
7. музыкальная литература для учащихся и педагога;
8.аудио-видео материалы по занятиям;
9.наглядные пособия: схемы, таблицы, карточки, фотографии, видео.
10.коврики для занятий, специальная форма;
11.реквизит, декорации.
Информационное обеспечение
Аудио, видео, фото, интернет – источники:
1.http://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_p
osobie_quot _ot_ritmiki_k_tancu_quot/2011-12-08-1- о методике партерного
экзерсиса-«Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики к
танцу».
2. Материал из
http://ru.wikipedia.org
Википедии
—
свободной
энциклопедии-
3. Каталог спортивных организаций http://sportschools.ru
4. www.horeograf.com. Сайт посвящен хореографам и танцорам.
5. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические
разработки по хореографии.
6. http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры
для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога –
хореографа.
7.http://perlunadetyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=sectio
n&id=8&Itemid=138.
8.http://list.mail.ru/10091/1/0_1_0_1.html.
9.http://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejst
ery_komplekt_
plakatov/1-1-0-3.Великие
танцоры,
хореографы
и
балетмейстеры
10. http://www.gallery.balletmusic.ru - Танец от древнейших времен до
наших дней: виртуальная галерея
11. http://www.balletmusic.ru -Balletmusic: Балетная и танцевальная
музыка
12.
http://nghk-nsk.ruхореографический колледж
Новосибирский
государственный
13. http://www.russianballet.ru-: Журнал «Балет»
14.
http://window.edu.ru/resource/438/51438
Хореографическое
искусство.
Государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования (базовый уровень)
15. http://window.edu.ru/resource/348/75348 -Искусство танца (по видам).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования
16. http://sov-dance.ru/
хореографии
-
Национальная
Академия
Современной
17.
http://window.edu.ru/resource/133/74133
Хореографическое
искусство. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
18.
http://window.edu.ru/resource/648/73648
Хореографическое
исполнительство. Федеральный государственныйобразовательный стандарт
высшего профессионального образования
19.
http://window.edu.ru/resource/647/73647
Хореографическое
искусство. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
20. http://www.ballet.classical.ru/ - Маленькая балетная энциклопедия
Форма аттестации
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов
При реализация программы или ее части с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий или при их
сочетании для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
используются электронные ресурсы как локального, так и удаленного
доступа: тестовые и творческие задания, контрольные задания по основам
техник, проектная деятельность, дистанционные конкурсы различного
уровня, виртуальные мини-выставки творческих работ по пройденным темам
с коллективным обсуждением и самооценкой. В процессе промежуточной
аттестации обучающиеся демонстрируют уровень подготовки, а педагог, в
свою очередь, делает выводы о степени положительной динамики,
творческом росте ребенка. Формы отслеживания и фиксации
образовательных результатов:
- грамоты, дипломы и награды дистанционных конкурсов различного
уровня;
- фото работ обучающихся;
- отзывы детей и родителей.
Для отслеживания достижения запланированных результатов
предполагается использование ряда организационных форм. Приоритет
Используются следующие способы и формы:
- открытые занятия;
концертные выступления, конкурсы, фестивали;
мониторинг формирования специальных знаний, умений, навыков,
развития качеств личности и психических процессов;
конкурсы по хореографическому искусству: районного, областного.
выпускной концерт;
репетиции.
В качестве форм фиксации образовательных результатов используются:
готовые творческие работы, карты фиксации результатов
диагностических исследований,
грамоты, дипломы, журнал посещаемости, материалы тестирования;
бланки фиксации образовательных результатов;
фото, видео, отзывы родителей.
Накопление фото-видео материалов является необходимой частью
работы. Просмотр и анализ записей позволяет увидеть положительную
динамику развития способностей обучающихся. Демонстрация материалов
позволяет каждому обучающемуся в полной мере ощутить успешность,
чувство гордости за созданное.
Формы
результатов
предъявления
и
демонстрации
образовательных
Реализация программы предполагает подведение ряда промежуточных
итогов.
Ежегодно в конце учебного года обучающиеся демонстрируют
результаты своего творческого роста на отчетном концерте, который
происходит публично с привлечением слушателей (родителей, обучающихся
старших групп, педагогов). Свидетельством успешного обучения являются
дипломы и грамоты, вручаемые обучающимся.
Итогом всего обучения является выпускной концерт, на котором
обучающиеся демонстрируют свои творческие достижения, полученные в
результате реализации всей программы, портфолио фото и видео материалов,
собранных обучающими.
Предъявление образовательных результатов
использованием следующих способов демонстрации:
осуществляется
с
- конкурсы, открытые занятия, праздники, концерты, фестивали;
- творческие портфолио детей.
Оценочные материалы
Системой оценки результатов образования, ее содержательно и
критериальной базой выступают планируемые
результаты освоения
обучающимися образовательной программы дополнительного образования в
соответствии с ее целями и задачами.
Ее основными функциями являются:
- ориентация образовательного процесса на развитие и воспитание
обучающихся,
достижение
планируемых
результатов
освоения
образовательной программы дополнительного образования;
- обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей
осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании
полученной
информации
о
достижении
системой
образования,
образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов
освоения образовательной программы дополнительного образования в рамках
сферы своей ответственности;
- отслеживание индивидуального прогресса учащихся планируемых
результатов освоения образовательной программы дополнительного
образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися, всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
Оценка предметных результатов представляет собой
оценку
обучающимся планируемых результатов по курсу общеразвивающей
программы дополнительного образования.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
дополнительного образования, программы формирования универсальных
учебных действий у обучающихся на ступени дополнительного образования
через портфолио.
Оценочные процедуры проводятся в форме экзамена – отчетного
концерта, непосредственно после завершения каждого года обучения, с
последующим выставлением оценок (при необходимости).
Для
определения
эффективности
реализации
программы
осуществляется мониторинг уровня развития хореографических и
сценических знаний, умений и навыков, социальных и коммуникативных
компетенций. Для методического обеспечения осуществления мониторинга
разработан диагностический материал «Хореография». (Приложение 1).
Перечень диагностических методик для оценки результативности
Личностные универсальные учебные действия
1.
Анкета
для
изучения
мотивации
обучающихся
(модифицированная методика Н.Г. Лускановой)
2.
Наблюдение; методика «Рукавичка» автор Г.А.Цукерман, «Ковёр»
автор Р.В Овчарова (для детей 7-10 лет)
3.
Беседа о значении посещения занятий (опросник из 3-4 вопросов,
проводится в начале и конце учебного года),
4.
Смотр знаний, умений и навыков. Методика «Образовательные
потребности» для обучающихся 6-11лет и12-16 лет, авторы Т. Барышева, И.
Сеничева.
Предметные результаты
1. Предметная проба – задания, построенные на предметном
материале: викторины, различные виды опросов, диагностические
творческие задания, этюды, тестовые задания, устные и письменные опросы,
схемы, зачёты, показательные выступления.
2. КОНОП (контрольный опрос на определённую
Творческие задания на выявление творческих способностей.
проблему).
3. Продукты творческой деятельности ( этюды, танцы, вокально –
хореографические постановки, подтанцовки)
Метапредметные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
1. Диагностическая карта наблюдения за развитием учебнопознавательного интереса и регулятивных УУД (авторы Г.В. Репкина, Е.В.
Заика).
2. Предметная проба (см. выше).
3. Опыт самореализации в различных видах творческой деятельности
(выступления, умения держаться на сцене).
4. Диагностическое задание по профилю обучения (групповая работа по
выбору образа, темы номера, сюжета и т.д.)
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн.
2. Методика «Лесенка» В.Г.Щур (или адаптированный вариант
«Пьедестал»).
3. Использование графического шкалирования (на примере методики
«Выбор отметки на шкале» модификация О.В.Можейко, Дембо-Рубинштейн).
4. Психогеометрический тест (самооценка), авт. Сьюзен Деллингер (для
старшего школьного возраста).
5. Проективная методика «Где Вы на этом дереве?» автор Пип Уилсон.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Упражнение «Составь задание партнёру» по профилю обучения,
отзыв о работе товарища.
2. Методика «Рукавичка» авт. Г.А.Цукерман, «Ковёр» авт.
Р.В.Овчарова.
3. Проективная
методика
«Гора»,
«Каравай»
(модификация
О.В.Можейко).
4. Определение индекса групповой сплочённости Сишора (для
подростков и старшеклассников).
5. Проективная методика «Большая семейная фотография», «Письмо
островитянину» (для определения межличностных отношений в коллективе) в
модификации О.В.Можейко.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в очной форме.
Особенностью организации образовательного процесса по программе
является использование самых разнообразных форм сотрудничества.
Модулем
комплексной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Звездное
ассорти.
Хореография»
предусмотрено
внутристудийное
сотрудничество
обучающихся,
сотрудничество с родителями, творческими коллективами .
Внутристудийное сотрудничество предполагает:
− проведение внутристудийных праздников, направленных на
сплочение коллектива;
− наставничество - старшие обучающиеся помогают, делятся советом с
младшим составом, участвуют в постановке номера;
− совместный подбор репертуара для концертных выступлений.
Сотрудничество с родителями предполагает вовлечение родителей в
творческую работу коллектива – оказание помощи в изготовлении костюмов,
декораций и атрибутов к сценическим номерам. Подобная работа также
способствует развитию определённых традиций, таких как торжественный
прием в состав коллектива, чествование именинников, празднование
определенных дат, торжественные чаепития и поздравление детей по поводу
успешных выступлений на конкурсах, окончания учебного года, выпуска
обучающихся.
Перед первым этапом обучения необходимо провести работу с
родителями для согласований ожиданий, ставятся цели и задачи обучения,
проговаривается план работы на год. Родители должны знать и понимать роль
вокального или хореографического исполнения, а также личного участия
каждого ребенка в коллективном творческом процессе. Последующие
родительские собрания проводятся по мере необходимости.
Сотрудничество с творческими коллективами Дворца творчества
детей и молодежи и города происходит в ходе участия обучающихся в
городских праздничных концертах, конкурсах и фестивалях.
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой
«Звездное ассорти. Хореография» предусмотрена масштабная концертная
деятельность обучающихся, их участие в культурно-массовых, что позволит
обучающимся ощутить радость творчества и общения с публикой, показать
результаты своего труда.
Реализация программы «Звездное ассорти. Хореография» или ее части с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий или при их сочетании осуществляется с использованием:
ресурсов сети Интернет, видеохостинга Youtube, мессенджера Viber,
социальной сети «Вконтакте». Образовательный процесс в данном случае
осуществляется в режиме онлайн как синхронно, так и асинхронно. Это
позволяет:
- обеспечить максимальную интерактивность курса программы
(максимально возможная «обратная связь» между обучающимся и
педагогом);
- использовать различные средства и приемы для мотивации обучения;
- корректировать и составлять график обучения и расписание занятий самими
обучающимися;
- ликвидировать пробелы в знаниях самостоятельно;
- учиться в своем собственном темпе, исходя из своих потребностей в
образовании и личностных особенностей;
- обучаться в максимально комфортной и привычной обстановке, что
способствует продуктивному обучению;
- изучать тему, раздел углубленно в режиме онлайн с помощью
видеозанятий,
чатов.
В процессе такого обучения у обучающихся формируются
самостоятельность, ответственность, умение организовывать, планировать
свое учебное время. Образовательный процесс организуется в соответствии с
утвержденным расписанием. Педагог организовывает тестовое подключение
к образовательному ресурсу в присутствии родителей для обучения ребенка
работе. На первых двух занятиях обучающемуся оказывается техническая
помощь. В дальнейшем задания выполняются самостоятельно для получения
педагогом объективной информации о результатах обучения и
эффективности используемых технологий. Это позволяет педагогу
скорректировать маршрут изучения темы. В процессе освоения программы,
обучающиеся выполняют практические упражнения для формирования
основных навыков, творческие задания, индивидуальные или групповые
проекты. Основная теоретическая и практическая деятельность обучающихся
подразумевает самостоятельное выполнение творческих заданий и проектов
в удобное для ребенка время, в персональном темпе (возможно совместно с
родителями), используя электронные ресурсы как локального, так и
удаленного доступа.
Ссылки на дидактический материал, технологические карты,
разработанные педагогом видеозанятия, презентации с текстовым
комментарием, инструкции по выполнению практических заданий, тестовые
и контрольные задания, фрагменты и материалы доступных образовательных
интернет-ресурсов размещены на сайте учреждения (вкладка «дистанционное
обучение») и в календарном учебном графике дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Помимо традиционных
учебных пособий и конспектов обучающимся предлагаются компьютерные
программы, учебные аудио, видео и информационные материалы. К каждому
занятию разработаны вопросы для самоконтроля и закрепления материал.
Методы обучения
Наглядные методы (слуховой и зрительный, демонстрация, показ).
Словесные методы (беседа, обсуждение, объяснение, образные
сравнения, оценка, анализ, вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.).
Практические методы (ритмическая импровизация, пластическая
ассоциация).
Метод сравнительного анализа - этот метод используется с первых
занятий, когда обучающийся должен дать свои первые эстетические оценки
умению танцевать. Сравнивая различные хореографические образцы, ребенок
учится понимать и дифференцированно воспринимать исполнения, отличать
правильное движение от неправильного. Благодаря протекающим при этом
аналитическим умственным операциям у него активно развиваются
мыслительные способности, художественный вкус, формируется навыки
самоконтроля в процессе обучения.
Метод мысленного исполнения движений. Метод мысленного или
внутреннего исполнения движений, важный метод в практической в работе.
В подобном случае этот метод выполняет роль активизации внимания,
направленного на восприятие и запоминание правильного исполнения
движений. Он подготавливает почву для более успешного обучения, но не
подменяет практическую тренировку, так как научиться красиво танцевать
можно только благодаря систематическим практическим занятиям.
Метод показа и подражания. В творческой практике следует различать:
метод подражания - технический; метод подражания художественноисполнительский. Используя эти методы, педагог должен умело владеть
показом, используя различные техники, умения владеть своим телом и
голосом.
Синтез в содержании программы нескольких видов искусств делает
целесообразным использование при организации образовательного процесса
ряда специфических методов.
Метод показ – повторение. Важный метод в процессе обучения.
Педагог должен уметь грамотно разложить материл, объяснить и показать
, чтобы обучающийся правильно воспроизвел, заучил и запомнил
упражнение, движение, танец.
Метод разбор материала «под счет». При проучивание движения,
упражнения, хореографического элемента педагог объясняет под счет,
раскладывает все по тактам, для более правильного запоминания. Очень
важно знать точный счет движения, комбинации, чтобы в итоге была
синхронность и четкость движений.
Метод разбор материала «под музыку». Сначала материал
раскладывается под счет, затем под музыку. Этот метод основной в
хореографии. Без музыкального исполнения номера, не будет целостности
произведения.
Методы обучения:
- наглядный;
-словесный;
- показ – повторение;
-разбор материала «под счет»;
- разбор материала «под музыку»;
- показа и подражания;
- мысленного исполнения движений;
- сравнительного анализа.
Программное содержание является вариативным, так как репертуар
ежегодно обновляется, каждый новый танец подбирается под определённую
группу детей с учётом их возрастных возможностей, работоспособности,
физических данных, подготовки, артистичности. Формы организации
образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в вокальнохореографической студии «Палитра» – это среда для развития творческих
способностей и совместной деятельности, в которой можно поверить в себя и
проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в общении
со сверстниками и взрослыми, окружающем мире. Формой выражения итога,
результата работы объединения является достижения в конкурсах различных
уровней, а также концертной деятельности.
Форма организации учебного занятия
В данной программе формы обучения выбираются с учетом целей,
особенностей, содержания учебного материала, места и времени проведения
занятий. Основной формой обучения программы «Звездное ассорти.
Хореография» является учебные занятия.
Одной из особенностей организации образовательного процесса по
программе «Звездное ассорти. Хореография» является использование
большого числа разнообразных форм занятий:
1. Учебное занятие. Получение знаний, умений и навыков,
формирование компетенций, развитие определенных качеств личности.
2. Постановочные занятия – занятие выработки и закрепления
умений и навыков, проверка и систематизирование знаний.
3. Занятие-концерт. Дети выступают друг перед другом со своими
музыкальными номерами, демонстрируя освоенный материал. Это позволяет
ребенку объективно оценивать свои успехи и работу других.
4. Экзамен. Проводится в конце учебного года, присутствуют все
педагоги и обучающиеся студии. Выявляется соответствие ожидаемых
результатов уровню достижений, демонстрирующемуся обучающимся.
Результат, оцененный по пятибалльной системе является внешним
показателей результативности для педагогов, а для обучающегося –
возможностью для самоанализа, осмысление достигнутых результатов.
5. Концерты. На любом празднике, концерте, дети выступают с
полюбившимися и хорошо отработанными номерами. Концертные
выступления готовятся заранее, позволяют продемонстрировать уровень
достижений обучающегося, получить внешнюю оценку зрителя, что
обеспечивает мотивацию к дальнейшему совершенствованию мастерства.
6. Конкурсы, смотры, фестивали. В них выступают наиболее
подготовленные обучающиеся, остальные принимают участие в качестве
зрителей.
7. Отчетный концерт. Проводится в конце года, подводится итог всей
работы. Участвуют все дети вокально-хореографического коллектива. Это
комплексное мероприятие готовится совместными усилиями педагогов и
детей, такое объединение творческих усилий приносит удовлетворение от
работы и детям и взрослым.
8. Репетиции. Отработка номеров перед выступлением.
Педагогические технологии
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
интегрировании обычного учебного занятия с ИКТ позволяют педагогу
сделать процесс обучения более интересным, разнообразным. Знание хотя бы
простейших компьютерных программ и использование их при подготовке к
занятию, поиск учебных и наглядных материалов через сеть Интернет
обогащает учебный процесс.
Технология личностно-ориентированного обучения – принятие ребёнка
как данность; создание гуманистических взаимоотношений в коллективе,
оценивание творческого роста конкретной личности, создание ситуации
успеха для каждого ребенка.
Здоровьесберегающие технологии - направлены на решение самой
главной задачи – сохранить здоровье обучающихся, создать условия для
психического и физического развития, сформировать у них необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Игровые технологии - участие обучающихся в играх способствует их
самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, развивают
двигательные способности, воображение и творчество. Игры направлены на
развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха,
растяжки, творческой деятельности ребёнка. Они способствуют быстрому
запоминанию изученного материала, делают занятие более интересным,
насыщенным, повышают эмоциональный настрой, сохраняя при этом
контингент.
Алгоритм учебного занятия по хореографии, постановочной работе.
1. Организационный этап. Вход в танцевальный зал; поверка готовности к
занятию, эмоциональный настрой; поклон педагогу.
2. Подготовительный этап. Обозначение темы и цели занятия. Разминка
(включает упражнения на разогрев мышечного аппарата и подготовки тела к
основной части занятия)
3. Этап усвоения новых знаний. Разучивание новых хореографических
элементов;
4. Основной этап.
Повторение изученных движений на середине зала, у станка, по
диагонали, в зависимости от цели занятия
Упражнения,
исполнительства
движения,
комбинации
на
наработку
техники
Работа над танцевальными номерами
Изучение новых
танцевальных номеров
движений,
танцевальных
комбинаций
для
5. Рефлексивный этап. Самооценка детей о своей работоспособности,
эмоциональном состоянии
6. Итоговый этап. Подведение итогов, обсуждение успехов и анализ
ошибок каждого ученика.
7. Заключительный этап. Задание на дом, сообщение о следующем
занятии. Поклон.
Дидактические материалы
Реализация программы
дидактических материалов:
предполагает
использование
следующих
- видеоматериалы с записями выступлений коллектива «Палитра»,
творческих коллективов схожей направленности для анализа, определения
сильных и слабых сторон и перспектив развития;
- музыкально-учебный материал;
- наглядные пособия.
http://www.dance.help.ru. Танцевальные уроки.
http://www.choreography.ru. Видеоматериал и аудиозаписи.
Методические рекомендации по организации образовательного
процесса в ходе реализации модуля «Хореография»
Блок включает четыре раздела.
Ритмическая гимнастика:
а) комплекс на развитие основных групп мышцы верхнего плечевого
пояса;
б) комплекс на развитие мышц брюшного пресса;
в) комплекс на укрепление и гибкость мышц спины;
г) комплекс на развитие мышц ног, пластичность рук и ног, а также
эластичность мышц всего тела;
д) гимнастические упражнения с атрибутами и без них;
е) комплекс акробатических элементов.
Эстрадный, современный танец
а) композиции модерн танца, джаз – модерна;
б) основные современные стили;
в) комплекс прыжковых и партерных элементов;
Классический танец
а) постановка корпуса;
б) позиции рук и ног;
в) комбинации классического танца, как у станка, так и на середине зала;
Сценический народный танец
Основные элементы русского танца (притоп, припадание, ковырялочка,
хлопушки, веревочка и т.д.)
Знакомство с новым материалом рекомендуется начинать без
музыкального сопровождения. В процессе формирования первоначальных
представлений,
освоения
ключевых
элементов
хореографической
композиции, следует уделить внимание темпу исполнения: от исполнения в
полтемпа на начальных этапах постановки до полного темпа в итоге.
На начальном этапе не рекомендуется применять более глубокое и
детальное изучение основ хореографии и модерн-джаз танца у станка, в
партере, на середине. Прыжки и вращения исполняются в чистом виде, без
усложнения координации, больше внимания уделяется растяжкам.
Танцевальные комбинации и схемы даются в упрощенном виде и меняются
только тогда, когда будет достигнут определенный уровень совершенства в их
исполнении.
Особое
внимание
следует
уделить
синтезу
сценических
хореографических умений (шаг, гибкость, прыжок, пластичность) и
музыкальных возможностей (слух, музыкальная выразительность движений)
воспитанников, а также развитию индивидуальной манеры исполнения,
которые характеризуются музыкальностью воспитанника.
Музыкальность складывается из трех взаимосвязанных элементов.
Способность согласовывать действия с музыкальным ритмом.
(Нарушение музыкального ритма лишает композицию действенной и
художественной точности выражения).
На начальном этапе обучающиеся осваивают простейшие музыкальные
хореографические упражнения размером 2/4 и 4/4, затем более сложные 3/4,
6/8 и т.д., постепенно переходя от медленных темпов к быстрым и к усилению
динамики исполняемых комбинаций. Необходимо воспитывать однозначное
восприятие художественной связи музыки и танца. Важно акцентировать
внимание
на
взаимообусловленности
динамики
исполнения
хореографических упражнений и звучания музыкального произведения.
Динамика может быть в основном: forte – сильный и piano – слабый, либо с
нарастающим усилием – crescendo или со спадом, ослаблением – diminuendo.
Способность осознанно, творчески воспринимать тему-мелодию и
художественно воплощать её в движении.
Отношение к содержанию музыкальной темы должно проявляться в
действиях исполнителя естественно, просто и свободно, без нарочитости.
Стремление обучающихся
пластически изображать, представлять своё
отношение к содержанию музыкальной темы при недостаточной
подготовительной подготовке со стороны педагога может порождать фальшь,
притворство, безвкусицу. Музыкальная тема должна проявляться как
художественное, эмоционально-волевое чувство танца; со стороны педагога
необходимо создание специальных условий «проживания», прочувствования
обучающимся содержания произведения. Необходимой является постоянная
работа над развитием умения обучающегося слушать музыкальную тему во
время физического, эмоционального напряжения. Разрыв внутренней связи с
музыкальной темой означает смещение акцентов на технику исполнения, что
является недопустимым. Задачей педагога является научить исполнителя
«вживаться» в содержание музыкальной темы, осмысливать ее как
художественное явление, выбирать пластическое воплощение, характерное
именно для этого музыкального образа.
Способность вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь
технически воплотить их звучание в пластике.
Музыка и хореография должны стать для обучающихся единым
объектом для внимания во всех отношениях.
Одним из приемов, позволяющих исключить рассеивание внимания
обучающихся на занятии, является отсутствие счета (характерного для занятий
хореографией). Обсудив размер и темп произведения, педагогу рекомендуется
предоставить обучающимся возможность вслушиваться в музыку и
сосредоточиться на исполнении того или иного движения. Считать вслух
допустимо только в самом начале изучения нового упражнения.
Предметом особого внимания со стороны педагога должно являться
формирование и развитие традиций объединения. В коллективе
рекомендуется организовывать творческий обмен, наставничество, когда
наиболее успешные обучающиеся работают с новичками: участвуют в
занятиях в качестве консультантов, совместно отрабатывают отдельные
сложные элементы композиций, «передают» им свои концертные номера. Эти
приёмы имеют важное обучающее и воспитательное значение.
Список литературы
Нормативные документы
1. Конвенция «О правах ребенка»: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 г.: вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.]. – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/
2. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.:
одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации:
федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом
Федерации 26 декабря 2012 г.]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года».
5. Национальный проект «Образование» [утв. Президиумом Совета при
президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 № 16).]. – Режим доступа:
https://edu.gov.ru/national-project
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование [утв.
Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 3 ноября 2016 г. № 11).]. – Режим
доступа: http://dop.edu.ru/article/321/pasport-prioritetnogo-proekta-dostupnoedopolnitelnoe-obrazovanie-dlya-detei
7. Концепция развития дополнительного образования детей: [утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/ obrazovanie-site-dok.html
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025
года». – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot29052015-n-996-r/
9. Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам». – Режим доступа:
https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/72016730/
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы...») [Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 №
33660]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/search/
11. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О
направлении программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях». – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/499035463
12. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении
Информации (вместе с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)». – Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki Rossii -ot-18.11.2015-N-09-3242/
13. Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об
образовании в Оренбургской области». – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/460182444
14. Устав МАУДО «ДТДиМ». – Режим доступа: https://www.dtdmoren.ru/dokumenty
15. Положение об организации образовательной деятельности в МАУДО
«Дворец творчества детей и молодежи». – Режим доступа: https://www.dtdmoren.ru/dokumenty
16. Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся в МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи». – Режим
доступа: https://www.dtdm-oren.ru/ dokumenty
17. Положение о порядке разработки, обновления и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУДО «Дворец творчества детей
18. Положение об организации образовательного процесса с использованием
электронного обучения и дистанционных технологий в муниципальном
автономном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества
детей и молодежи».
Нормативные документы при интеграции очного и электронного
обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
- Статья 16. Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
- Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные
ресурсы
- Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность
образовательной организации
- Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
https://base.garant.ru/71770012/
3. Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам». – Режим доступа:
https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/72016730/
4. Приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ № 103
от 17 марта 2020 года «Об утверждении временного порядка сопровождения
реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»; - приказ министерства просвещения
Российской Федерации
5. Приказ № 104 от 17 марта 2020 года «Об организации образовательной
деятельности в организациях, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные программы среднего профессионального образования,
соответствующего дополнительного профессионального образования и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации»;
6. Письмо министерства просвещения Российской Федерации 1Д-39/04 от 19
марта 2020 года «О Методических рекомендациях по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ СПО и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
Основная литература:
1.
Базарова Н. Классический танец. – СПб: Искусство, 2013. – 356с.
2.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Середина. –
М.: Владос, 2012. - 214с.
3.
Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой
психотехники / С.В. Гиппиус. – СПб.: Искусство, 2009. – 249с.
4.
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Середина /
Г.П. Гусев. – М.: Владос, 2014. – 137с
5.
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Станок /
Г.П. Гусев. – М.: Владос, 2013. -141с.
6.
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды /
Г.П. Гусев. – М.: Владос, 2014. – 129
7.
Гуревич, К.Н. Психодиагностика / К.Н. Гуревич, А.Б. Борисова. –
М.: УРАО, 2010. -249с.
8.
Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В.Киселева. –
СПб.: Речь, 2006. -248с.
9.
Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать / Т.В. Пуртова, А.Н.
Беликова, О.В. Кветная. – М.: Владос, 2013. – 256с.
10. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной
деятельности: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 415с.
11.
12.
http://www.dance.help.ru. Танцевальные уроки.
http://www.choreography.ru. Видеоматериал и аудиозаписи.
Литература для родителей:
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л.С. Выготский – М.: СОЮЗ, 2014. – 96с.
Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо.
– М., 2003. – 512с.
Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников/ Б.Т.
Лихачев. – М.: Просвещение, 2011. - 176с.
Проблемы сценической речи: Методическое пособие для
преподавателей театральных учебных заведений / под ред. И.П.
Козляниновой. – М.: Просвещение, 2011. – 141с.
Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии:
учеб. пособие. - Орел: Орловский гос. институт искусств и культуры, 2003. 108с.
Лисенкова, И.Н. Развитие пластики в современных
танцевальных ритмах / И.Н. Лисенков .- М. : Просвещение, 2015. - 214 с.
Литература для обучающихся :
1.Люси Смит. Техника джаз – модерна / Люси Смит. – М. :Астель, 2012. –
126с 2.Пасютинская, М.М. Волшебный мир танца. Книга для учащихся /
М.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 2012. – 223с
3.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/336942. Классический танец.
4.http://wdoxnovenie.ru/stati/1083/jestradnye-tancy. Эстрадные танцы.
5.http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2885/1/uch00033.pdf. Искусство
балетмейстера.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
ИНДЕРКА СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Баишева
Альфия Ренатовна, Директор
14.10.24 15:02
(MSK)
Сертификат 20BDBC3E812E0D83A22C41AA15970524