Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности» составлена на основе следующих нормативных
документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федерального Закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Постановления главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648.20. Санитарно – эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467);
- Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
- Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ
(разработанные Минобрнауки России
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО
ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования
и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
2

- Методических рекомендаций по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
(Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения в области физической
культуры и спорта ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания» (2021 г.).
- Устава и локальных актов МБОУ СОШ с.Индерка .
Актуальность программы определяется востребованностью развития
данного направления деятельности современным обществом. Удовлетворяет
творческие и познавательные потребности обучающихся, досуговые
потребности, обусловленные стремлением к содержательной организации
свободного времени.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся
правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и
приобретение практических навыков поведения при попадании в
экстремальные ситуации; решает проблему отработки практических навыков
поведения в экстремальных ситуациях, способствует устойчивому
познавательному интересу обучающихся и предоставляет дополнительные
возможности для развития их способностей.
Отличительная особенность
Программа ориентирована на расширение знаний обучающихся в
области безопасности и на дополнительную практическую подготовку.
Новизна программы «Школа безопасности» заключается в том, что в
ней комплексно рассмотрены вопросы поведенческих алгоритмов действий
обучающихся
в экстремальных ситуациях, психологические основы
выживания в природных условиях, учтены экологические аспекты
Педагогическая целесообразность программы. Реализация данной
программы заключается в сочетании разных форм и методов для социальной
адаптации обучающихся в их дальнейшей самостоятельной жизни.
Цель программы: формирование у обучающихся практических
умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях через освоение
специальных знаний.
Задачи программы.
- сформировать начальные навыки ориентирования на местности;
- обучить основным приёмам безопасного поведения при пожаре и на
водоёмах;
3

- научить пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- сформировать начальные навыки первой помощи;
- обучить основным приёмам выживания в условиях автономного
пребывания в природной среде.
Адресат программы. Обучающиеся 11-15 лет.
Количество обучающихся в группе 15 человек.
Личностные
качества:
креативность,
усидчивость,
любознательность.
Возрастные особенности обучающихся 11 – 15 лет:
Психофизиологические характеристики обучающихся различных
возрастных групп показывают, что каждому возрасту присущи свои
специфические особенности, влияющие на приобретение обучающимися
знаний и умений.
Период 11-12 лет характеризуется становлением избирательности,
целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного
внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного
на
оперировании
конкретными
представлениями
к
мышлению
теоретическому. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения
самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной,
познавательной активности обучающихся.
Так как ведущей деятельностью обучающихся данного возраста
является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны
с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения,
отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он
стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в
коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и
независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется
самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
Периоду 12-13 лет свойственно чувство взрослости: потребность
равноправия, и самостоятельности, требование серьезного, доверительного
отношения со стороны взрослых. Поэтому, основываясь на уже накопленном
определённом опыте и знаниях, полученных обучающимися , можно давать
им задания с большей интенсивностью и сложностью, опираясь на
самостоятельное решение некоторых исполнительских задач.
Период 14-15 лет является благоприятным периодом для развития
творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти
возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого
человека. Средний школьный возраст является своеобразным мостиком
между беззаботным детством и юностью с ее проблемами. В подростковом
возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных
процессов и формирование личности. Наиболее существенные изменения в
структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших
подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот
период происходит формирование навыков логического мышления,
4

развивается логическая память. Активно развиваются творческие
способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который
находит свое выражение в стиле мышления.
Главным требованием к обучающимся 11-15 лет является в первую
очередь желание, подкреплённое осознанным выбором и трудолюбием.
Объём и срок реализации образовательной программы. Общее
количество часов - 72 часа. Срок реализации программы – 1 год.
Форма реализации образовательной программы: очная. Программа
предусматривает 2 вида занятий: теоретические и практические.
Уровень освоения программы: стартовый
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий – 45 мин .
Особенности организации учебного процесса. Обучающиеся в ходе
освоения программы знакомятся с основами топографии и ориентирования
на местности, осваивают приёмы безопасного поведения в повседневной
жизни, приобретают навыки первой помощи и навыки выживания в условиях
автономного существования в природной среде.
Организационно-методические основы программы
Формы проведения занятий: объяснение, демонстрация
иллюстрация, индивидуальная или коллективная творческая работа и др.
Виды деятельности: групповая, индивидуальная.

и

Ожидаемые результаты освоения программы
По окончанию года обучения:
обучающиеся будут знать:
- способы определения сторон горизонта;
- основы безопасного поведения на водоёмах;
- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты органов
дыхания;
- общие принципы оказания первой помощи при травмах и ранениях;
- виды ран и кровотечений;
- правила транспортировки пострадавшего при различных видах травм;
- правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе,
обморожении;
уметь:
- работать с топографической картой и компасом;
- пользоваться курвиметром;
- определять стороны горизонта разными способами;
- пользоваться подручными средствами пожаротушения и порошковым
огнетушителем;
- подбирать противогаз и пользоваться им;
5

- обрабатывать раны и ссадины, накладывать простейшие повязки;
- накладывать давящую повязку, жгут и турникет на повреждённую
конечность;
владеть:
- навыками работы с тренажером по проведению сердечно-лёгочной
реанимации:
- навыками работы с тренажером по извлечению инородного тела из
дыхательных путей:
- навыками накладывания давящей повязки, жгута и турникета на
повреждённую конечность;
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни;
• готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого
потенциала;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, общественно
полезной, творческой и других видов деятельности;
• признание необходимости ответственного и бережного отношения к
окружающей среде;
Метапредметные результаты:
• самостоятельно (с помощью педагога) определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в экстремальных ситуациях в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логические
рассуждения и делать выводы;
• применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения различных задач;
Предметные результаты: по итогам освоения программы
обучающиеся будут знать:
- устройство и принцип работы компаса и курвиметра;
- способы определения сторон горизонта;
- способы оповещения и алгоритм действий при пожаре;
- основы безопасного поведения на водоёмах;
- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты органов
дыхания;
- общие принципы оказания первой помощи при травмах и ранениях;
обучающиеся будут уметь:
- работать с топографической картой и компасом;
6

- пользоваться курвиметром;
- определять стороны горизонта разными способами;
- пользоваться подручными средствами пожаротушения и порошковым
огнетушителем;
- использовать приёмам безопасного поведения на водоёмах;
- подбирать противогаз и пользоваться им.
Учебный план
№

Год обучения

1.

1 год обучения

Количество часов
стартовый
72
Итого:
72

Учебно-тематический план.
№
п/п

Название раздела, темы

2

Вводное
занятие.Человек,
среда его обитения.
Понятие о плане местности

3

1.

Количество часов
прак
всего теория
тика
2
1
1
4

1

3

Масштаб

2

1

1

4

Ориентирование на местности

8

3

5

5

2

6

Соревнование
по
ориентированию на местности
Пожарная безопасность

4

2

2

7

Безопасность на воде

2

1

1

8
9

Средства
индивидуальной
защиты
Контрольное
занятие
по
разделу
«Безопасность
в
повседневной жизни»

2
2

2

1

1
2

Формы
аттестации/конт
роля
Начальный
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Промежуточный
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Промежуточный
контроль

7

10

Первая помощь при ранениях

6

1

5

11

Первая помощь при травмах

4

2

2

12

Транспортировка
пострадавшего
Первая помощь при тепловом
и
солнечном
ударе,
обморожении и ожоге
Первая помощь при остановке
сердца
Зачёт по разделу «Основы
первой помощи»
Подача сигналов бедствия

2

1

1

2

1

1

6

2

4

2

1

1

4

2

2

2

1

1

4

2

2

20

Устройство
временных
укрытий
Добывание огня. Типы костров
и их назначение
Способы
обеспечения
питьевой водой
Обеспечение питанием

4

2

2

21

Узлы. Техника вязания узлов

2

2

22

Зачёт по разделу «Выживание
в
условиях
автономного
существования в природной
среде»
Итоговое занятие

2

2

2

2

13

14
15
16
17
18
19

23

Итого:

2

72

2

25

Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Промежуточный
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Текучий
контроль
Промежуточный
контроль
Итоговый
контроль

47

Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с планом работы детского объединения
дополнительного образования. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Начальная диагностика.
Контроль. Анкетирование.
2. Понятие о плане местности.
План местности. Топографические знаки.
Теория. План местности (топографический план). Условные знаки
(топографические знаки).
Практика. Чтение и изображение топографических знаков.
8

Контроль. Практическое задание
Упражнения на запоминание топографических знаков.
Контроль. Топографический диктант.
Практика. Чтение топографических знаков, упражнения на
запоминание знаков.
Контроль . Анализ работ.
3. Масштаб.
Теория. Понятие о масштабе карты. Виды масштабов. Выбор масштаба.
Курвиметр.
Практика. Задания на определение масштаба. Измерение кривых линий
на картах разного масштаба курвиметром или ниткой.
Контроль. Учебно-тренировочное задание.
4. Ориентирование на местности.
Компас. Работа с компасом и картой.
Теория. Стороны горизонта. Типы компасов. Спортивный жидкостный
компас. Правила обращения с компасом. Азимут истинный и магнитный.
Магнитное склонение. Определение азимута. Движение по азимуту. Четыре
действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты,
прямая и обратная засечка. Работа с компасом и картой.
Практика. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки:
определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение
ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту:
прохождение
азимутальных
отрезков,
азимутальных
построений
(треугольники, «бабочки» и т. п.).
Контроль. Опрос.
Определение сторон горизонта по светилам.
Теория. Ориентирование по Солнцу, Луне и звёздам. Определение
сторон света с помощью часов.
Практика. Решение ситуационных заданий по определению сторон
света.
Контроль. Тестирование.
Ориентирование по местным предметам.
Практика. Ориентирование по местным предметам. Решение
ситуационных заданий.
Контроль. Практическое задание.
5.Соревнование по ориентированию на местности.
Практика. Прохождение заданного маршрута по легенде и азимуту.
Контроль. Соревнование.
6. Пожарная безопасность.
Характеристика опасных факторов пожара. Оповещение и эвакуация.
Теория. Опасные факторы пожара. Оповещение и эвакуация при
пожаре.
Средства пожаротушения и правила пользования ими.
Практика. Подручные средства пожаротушения. Принцип действия и
навыки работы с макетом порошкового огнетушителя ОП-5.
9

Контроль. Практическое задание.
7. Безопасность на воде.
Теория. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
Передвижение по льду. Передвижение по болотам.
Практика. Решение ситуационных задач.
Контроль. Учебно-тренировочное задание.
8. Средства индивидуальной защиты.
Теория. Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение и
принцип действия средств индивидуальной защиты органов дыхания: Р-2,
ГП-5, ПДФ-2Ш.
Практика. Изготовление ватно-марлевой повязки. Подбор противогаза,
отработка навыков по одеванию.
Контроль. Учебно-тренировочное задание.
9. Контрольное занятие по разделу «Безопасность в повседневной
жизни».
Практика. Тестирование на знание общих правил безопасности в
повседневной жизни. Анализ результатов.
Контроль. Тестирование.
10. Первая помощь при ранениях.
Теория. Общие принципы оказания первой помощи. Виды ран.
Асептика и антисептика. Виды кровотечения.
Практика. Обработка ран и ссадин, наложение простейших повязок.
Контроль. Опрос.
Первая помощь при кровотечениях.
Практика. Носовое кровотечение. Наложение давящей повязки при
венозном кровотечении. Наложение жгута и закрутки при артериальном
кровотечении.
Наложение стерильных повязок.
Практика. Отработка навыков наложения повязок различного вида: на
голову и грудь, живот, верхние и нижние конечности.
Контроль. Опрос.
11. Первая помощь при травмах.
Общие правила оказания первой помощи при травмах.
Теория. Общие правила оказания первой помощи при ушибах,
переломах конечностей и травме позвоночника. Виды переломов.
Иммобилизации при травмах опорно-двигательного аппарата.
Практика. Отработка навыков иммобилизации при травмах опорнодвигательного аппарата.
Контроль. Практическое задание.
12. Транспортировка пострадавшего.
Теория. Правила транспортировки пострадавшего при различных видах
травм.
Практика. Изготовление носилок. Отработка навыков транспортировки
пострадавшего.
10

Контроль. Практическое задание.
13. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении и
ожоге.
Теория. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе,
обморожении. Термические ожоги, доврачебная помощь.
Практика. Решение ситуационных задач, практическое повторение
действий.
Контроль. Тестирование.
14. Первая помощь при остановке сердца.
Первая помощь при остановке сердечной деятельности и дыхания.
Теория. Оказание первой помощи пострадавшему без видимых
признаков жизни. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж
сердца. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации.
Сердечно-лёгочная реанимация.
Практика. Извлечение инородного тела из дыхательных путей.
Отработка навыков проведения сердечно-лёгочной реанимации.
Контроль. Учебно-тренировочное задание.
15. Зачёт по разделу «Основы первой помощи».
Практика. Мастер-класс умений и навыков по основам первой помощи.
Контроль. Зачет.
16. Подача сигналов бедствия.
Теория. Способы подачи сигналов бедствия. Сигналы международного
кода.
Практика. Отработка приёмов подачи сигналов бедствия. Игра.
Контроль. Практическое задание.
17. Устройство временных укрытий.
Общие принципы строительства временных укрытий.
Теория. Выбор места. Постройка временных укрытий. Виды зимних
укрытий.
Сооружение временных укрытий.
Практика. Изготовление макетов временных укрытий. Отработка
навыков на местности.
Контроль. Тестирование.
18. Добывание огня. Типы костров и их назначение.
Теория. Выбор места для костра и заготовка топлива. Способы добычи
огня. Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при
обращении с огнём и заготовке дров.
Практика. Отработка навыков укладки наиболее распространённых
типов костров. Изготовление макетов типов костров. Сохранение огня.
Контроль. Наблюдение.
19. Способы обеспечения питьевой водой.
Возможности организма человека. Поиск и добывание воды.
Теория. Поддержание водного баланса организма человека. Поиск и
добывание воды.
Фильтр для очистки воды. Конденсатор влаги.
11

Практика. Изготовление фильтра для очистки воды и конденсатора
влаги.
Контроль. Практическое задание.
20. Обеспечение питанием .
Общие принципы организации питания. Растительная и животная
пища.
Теория. Общие принципы организации питания. Растительная пища.
Практика. Добывание пищи рыбной ловлей.
Контроль. Учебно-тренировочное задание.
Рецептура походных блюд. Изготовление рыболовной снасти.
Практика. Поиск и составление рецептуры походных блюд.
Изготовление самодельных приспособлений для рыбалки.
Контроль. Тестирование.
21. Узлы. Техника вязания узлов.
Теория. Изучение видов узлов.
Практика. Вязание узлов: прямой, проводник, академический,
восьмёрка, ткацкий, стремя, схватывающий, шкотовый, брам-шкотовый,
булинь.
Контроль. Практическое задание.
22. Зачёт по разделу «Выживание в условиях автономного
существования в природной среде» .
Практика. Викторина на закрепление и проверку уровня знаний правил
поведения в экстремальных ситуациях в природной среде.
Контроль. Зачет.
23.Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов обучения. Награждение.
Практика. Командная игра-испытание «Азбука безопасности».
Отработка приёмов действий при попадании в экстремальные ситуации.
Контроль. Соревнование.
Календарный учебный график

Год
обучения
1 год

Дата
начала
занятий
01.09.2025

Дата
окончания
занятий
29.05.2026

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
72

Количество
учебных
часов
72

Режим
занятий
2 раза в
неделю
по
1 часу

12

Условия реализации программы.
Санитарно-гигиенические
требования.
Теоретические
и
практические занятия проводятся в соответствии с требованиями техники
безопасности, пожарной безопасности, санитарными нормами. Помещение
хорошо освещается, имеется возможность периодического проветривания,
укомплектовано аптечкой для оказания первой помощи.
Практические занятия по отработке умений и навыков могут
проводиться на школьной спортивной площадке, на участке местности
(обязательно при наличии медицинской аптечки).
Материально-техническое
обеспечение.
Для
эффективности
реализации программы необходимы:
кабинет, классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога,
шкафы для хранения дидактических материалов и учебных пособий,
компьютер с выходом в Интернет, принтер, бумага, мультимедиа-проектор,
топографические карты, курвиметр, компасы, макет порошкового
огнетушителя ОП-5, респиратор Р-2, противогазы ГП-5 и ПДФ-2Ш,
штангенциркуль, лента измерительная, марля медицинская, вата
медицинская, набор имитаторов ран, бинты, жгут кровоостанавливающий,
салфетки марлевые медицинские, носилки, тренажёр-манекен для отработки
СЛР, тренажёр-манекен для отработки навыков удаления инородного тела,
костровое оборудование, лопата туристическая, верёвки, аптечка.
Методическое обеспечение программы.
№
п/п

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
анкеты

Название
раздела

Формы
занятий

Вводное занятие

беседа

собеседование,
анкетирование

1

Топография и
ориентирование

рассказ с
элементами
беседы,
практическое
занятие, игра,
лекция,
контрольное
занятие

объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частичнопоисковый,
игровой,
практический

топографическ
ие карты,
курвиметр,
компасы,
карточки с
топографическ
ими знаками,
памятки,
тематические
карточки

2

Безопасность в
повседневной
жизнедеятельнос
ти

лекция,
практическое
занятие,
рассказ с
элементами

объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
практический,
проблемный,

видеоматериал,
демонстрацион
ный материал,
огнетушители,
СИЗ органов

Методы и приёмы

Формы
контроля
собеседов
ание,
анкетиров
ание
практичес
кое
задание,
топограф
ический
диктант,
учебнотрениров
очное
задание,
опрос,
соревнова
ние
опрос,
учебнотрениров
очное
задание,
13

беседы,
контрольное
занятие

частичнопоисковый

дыхания,
тематические
карточки
демонстрацион
ный материал,
набор
имитаторов
ран, бинты,
салфетки
марлевые
медицинские,
жгут
кровоостанавли
вающий,
носилки,
тренажёрманекен для
отработки СЛР,
тренажёрманекен для
отработки
навыков
удаления
инородного
тела,
видеоматериал
демонстрацион
ный материал,
тематические
карточки,
костровое
оборудование,
лопата
туристическая,
подручный
природный
материал и
бытовые
предметы,
веревки
план
местности,
компас,
порошковый
огнетушитель,
марля, вата,
тренажёрманекен для
отработки СЛР,
набор

3

Основы первой
помощи

рассказ с
элементами
беседы,
практическое
занятие,
лекция,
беседа,
мастер-класс

объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
практический,
проблемный

4

Выживание в
условиях
автономного
существования в
природной среде

рассказ с
элементами
беседы,
практическое
занятие,
творческая
мастерская,
лекция,
викторина

объяснительноиллюстративный,
частичнопоисковый,
практический,
проблемный,
репродуктивный

играиспытание

практический,
игровой

Итоговое
занятие

практичес
кое
задание,
тестирова
ние
учебнотрениров
очное
задание,
опрос,
практичес
кое
задание,
зачёт

практичес
кое
задание,
опрос,
творческо
е задание,
наблюден
ие,
учебнотрениров
очное
задание,
зачёт
соревнова
ние

14

имитаторов
ран, бинты,
подручный
природный
материал,
верёвки,
тематические
карточки

Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования:
- высокий уровень профессионализма;
- высокий уровень квалификации и педагогического мастерства;
- владение современными педагогическими технологиями;
- владение педагогической этикой;
- знание психолого-педагогических основ развития творческого и
логического мышления детей.
Функции педагога дополнительного образования в реализации
учебной деятельности:

создание
условий
для
организации
творческой
деятельности обучающихся.

Реализацию программы дополнительного образования
социально-педагогической
направленности
могут
осуществлять
педагоги дополнительного образования.
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, журнал посещаемости, материалы анкетирования,
тестирования, результаты зачётов и соревнований, грамоты, фото.
В начале учебного года для выявления уровня подготовленности
обучающихся к усвоению программы проводится начальный контроль.
Для определения степени усвоения программы дополнительного
образования осуществляются текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года,
промежуточный контроль – после прохождения раздела, итоговый контроль
– в конце учебного года.
Название раздела
Форма аттестации/ контроля
Вводное занятие
Диагностика
Начальный
контроль
Раздел 1. Топография и Соревнование
по Промежуточный
ориентирование
ориентированию
на
контроль
местности
15

Раздел 2. Безопасность в
повседневной
жизнедеятельности
Раздел 3. Основы первой
помощи

Тестирование на знание Промежуточный
общих правил безопасности
контроль
в повседневной жизни
Мастер-класс
умений
и Промежуточный
навыков по основам первой
контроль
помощи
Раздел 4. Выживание в Викторина на закрепление и Промежуточный
условиях
автономного проверку уровня знаний
контроль
существования в природной правил
поведения
в
среде
экстремальных ситуациях в
природной среде
Итоговое занятие
Игра-испытание на знание
Итоговый
приёмов
действий
в
контроль
экстремальных ситуациях
Формы
аттестации:
анкетирование,
тестирование,
зачёт,
соревнование.

Оценочные материалы.
Результативность освоения программы оценивается по двум группам
показателей:
- учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения,
навыки, приобретённые учащимся в процессе освоения программы);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств учащегося под
влиянием занятий в детском объединении).
Технология определения учебных результатов по программе
дополнительного образования заключается в следующем: совокупность
измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка
учащегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени
выраженности (от минимальной до максимальной по 10-балльной шкале).
Развитие личностных качеств обучающегося в процессе усвоения
программы отслеживается по трём блокам личностных качеств:
организационно-волевые,
ориентационные,
поведенческие
качества
личности.
Технология определения личностных качеств обучающегося
заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение,
воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип
сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до
максимальной по 10-балльной шкале).
Методы диагностики, с помощью которых определяется достижение
планируемых результатов: собеседование, тестирование, зачёт, контрольное
задание,
соревнование,
наблюдение,
анализ
творческих
работ,
педагогический анализ.
16

Методические материалы.
Образовательный процесс по программе дополнительного образования
осуществляется в очной форме через учебное занятие.
Для освоения содержания программы используются репродуктивные и
продуктивные методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение и
разъяснение, этическая беседа, инструктаж, положительный пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта
общественного
поведения
личности
(упражнение,
поручение,
воспитывающая ситуация);
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение,
соревнование, игра);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и
поведения (педагогическое наблюдение, опросные методы (беседы,
анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности).
Содержание программы предполагает большой спектр возможностей в
формах организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая формы работы в рамках одного
занятия.
Наиболее продуктивные формы организации учебных занятий:
практическое занятие, мастер-класс, игра, соревнование, творческая
мастерская.
Выполнение программы предполагает использование современных
педагогических технологий: элементов игровых технологий, технологий
личностно-ориентированного, развивающего обучения, информационнокоммуникационных и здоровьесберегающих технологий.
Алгоритм учебного занятия:
I этап – организационно-подготовительный (создание благоприятного
микроклимата на продуктивную учебную деятельность, активизация
внимания обучающихся , диагностика усвоенных на предыдущем занятии
теоретических знаний и приобретённых практических навыков, сообщение
темы и определение цели занятия, мотивация учебной деятельности).
II этап – основной (максимальная активизация познавательной
деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение
пробных практических заданий с объяснением соответствующих правил или
обоснованием, самостоятельное выполнение обучающимися учебнотренировочных заданий, обыгрывание ситуаций).
III этап – итоговый (анализ и оценка достижения цели занятия, уровня
усвоения теоретических знаний и практических навыков, самооценка
17

обучающихся
собственной
деятельности,
оценка
сотрудничества,
информация о литературе, которую нужно использовать к следующему
занятию, определение перспектив следующего занятия).
Учебное занятие в системе дополнительного образования – творческий
процесс, поэтому возможна нетрадиционная структура: изменение
традиционной последовательности этапов, оригинальные методики и формы
обучения.
Дидактические средства, с помощью которых обеспечивается
реализация программы:
- визуальные (печатные текстовые, простые, технические (механические)
средства): учебники, энциклопедии, дидактический материал; натуральные
объекты, макеты, карты, плакаты; различные виды проекторов,
интерактивная доска (слайд-презентации);
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые): мультимедийные электронные
средства (учебные видеоуроки и видеоролики);
- тренажёры: тренажёры-манекены для отработки навыков первой помощи,
компьютерные программы-тренажёры;
- универсальные: компьютер и сетевые информационные системы
(локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).
Список литературы.
Для педагога:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 кл. / Т.П.
Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа, 2015. – 174 с.
2. Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания – М.: Издательсво
ЭКСМО-Пресс, 2000. – 496 с.
3. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 5 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.
4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 6 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206 с.
Для обучающихся и родителей
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 кл. / Т.П.
Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа, 2009. – 174 с.
2. Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания – М.: Издательсво
ЭКСМО-Пресс, 2000. – 496 с.
3. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 5 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.
4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: 6 кл. / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, под
ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206 с.

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».